0 товара(ов)
0 руб.



Помогите отстоять Казань!

от экологической беды

Популярные товары
Описание:

В этой книге приведены доказательства бытности суверенного булгарского государства Самар Булгар, существовавшего в Идель-Урале до 1740-ых и позже; государство это уничтожалось войсками Московии страшными побоищами в течение нескольких десятков лет. Здесь также подробно доказано, что Самара стала русской крепостью не в 1586-ом, а много позже – после захвата русскими северного устья реки Самара, то есть лишь после 1737-го года.

Рецензию на данную книгу написал один из самых уважаемых и признанных авторитетов в области булгарской истории, академик АН РТ М. Закиев

Цена: 650 руб.



Логин

Пароль



Регистрация

Предпоследняя глава истории Казанского государства. Хан - поэт.

Во время археологических раскопок в Казанском Кремле были обнаружены развалины древнего мавзолея (дюрбе), где в саркофагах покоились останки казанских ханов. Общественность давно поднимала вопрос о перезахоронении этих останков, которые хранились в фондах Государственного музея Татарстана. И, наконец, в результате многолетних согласований с Москвой этот вопрос был решен. Новая усыпальница Казанских правителей была построена рядом с прежним мавзолеем.

        Туристы со всего мира могут рассматривать прежний мавзолей сквозь прозрачное покрытие и новый мавзолей, который построен в лучших традициях булгарской монументальной архитектуры. Здесь находятся саркофаги с останками казанских ханов, в том числе и Мухаммед Амина, который является автором произведения “Могҗизанамә” (“Книга чудес”). В 2015 году “Могҗизанамә” исполнилось 500 лет!

        Казанский учёный Масгут Гайнетдин указывает на то, что в современной литературе “Могҗизанамә” относится к числу неизвестных произведений. В печати, когда начали издаваться произведения художественной литературы, когда через каждые два года переиздавалась знаменитая поэма “Кысса-и Йусуф” (1203-1212) гениального булгарского поэта Кул Гали, в 1848 году в Казани появляется первое издание “Могҗизанамә”. До Октябрьской революции эта книга издавалась еще 3-4 раза. Она представляет собой Сборник рассказов, написанных в поэтической форме. Книга была закончена в марте 1515 года.

        Ученый Масгуд Гайнетдин пишет о том, что это произведение было написано в Казанском Поволжье. И это не подлежит сомнению. В 1883 году Хусаин Амирхан в книге “Таварихы Болгария” (“История Булгарии”) публикует стихотворение хана Мухаммед Амина “Гыйкаб” (Җәзалау-Наказание). В начале XVI века он был известным поэтом.

        Мудаммед Амин в 1487-1496 гг, 1502-1518 гг находился на Казанском престоле. Он был сыном Казанского хана Ибрагима (1467-1478) и царицы Нурсултан. Когда он был совсем юным, поступила весть о том, что его собираются убить сторонники Ильгам хана. Сторонники Московской партии принимают меры, чтобы спасти мальчика от неминуемой смерти и прячут его в Москве. Это было в 1485 году. Он живет во дворце Ивана III. Московский князь в 1487 году совершает с войсками поход на Казань. В результате успешного похода Ильгам хан со всеми родственниками оказывается в плену и находится в заточении до конца жизни. А на престоле оказывается молодой Мухаммед Амин. Это было в 1487 году. Казанская Булгария превращается в протекторат Московского государства. Из Москвы назначается наместник, который собирает налоги в пользу Московского княжества. Сторонники независимости Казани рассматривали Мухаммед Амина в качестве марионеточного хана. Но это не соответствует истине. Исторические факты свидетельствуют об обратном. Мухаммед Амин до конца своего правления в качестве хана все свои силы, способности прикладывал в отстаивании интересов Казанской Булгарии, ее самостоятельности. Он стремится уберечь свой народ от грабительских походов Московского государства, которое мечтало захватить “подрайские земли” Казанского ханства и прибрать к своим рукам его богатства. Но Мухаммед Амин за 25 лет своего правления не позволяет грабить чужеземцам авылы (авилла ?!) и города, сжигать и разрушать их, уничтожать население земли Казанской. Какой еще правитель стремился прикладывать усилия на таком уровне? Пожалуй, в качестве примера можно привести царицу Сююмбике (Любимая госпожа), которая до конца отстаивала интересы не только Казанского государства, но и простого народа. Например, она стремилась облегчить тяжелое положение крестьян, уменьшив в три раза налоги. Поэтому ее недаром называли “крестьянской царицей”.

        В своей книге “Могҗизанамә” Мухаммед Амин раскрывает свои потаенные мысли, чаяния и стремления. Его политический опыт, многогранный талант, размышления о сегодняшнем положении государства и надвигающихся трудных днях нашли свое отражение в “Могҗизанамә” свкозь реальную призму оценки событий.

        С 1487 года, когда Мухаммед Амин становится ханом в Казани, начинаются преобразования. Молодой правитель стремится укрепить ханство, навести порядок и стабильность, начинает отстаивать интересы простого народа. Москве не нравится такая самостоятельность. Иван III угрожает Мухаммед Амину лишением казанского престола. Но Казанский хан, не испугавшись угроз Ивана III, продолжает вести независимую политику. Тогда Иван III обращается к своему сюзерену Ахмат хану с жалобой на Мухаммед Амина и просит назначить нового хана Казани. Ахмат хан обращается к своему союзнику, сибирскому хану Мамуку, который совершает поход на Казань. Беки московской партии переходят на сторону Мамук хана. (Сюзерен - в общеевропейской истории главное государство, вассал же подчинённое государство. Вассальная зависимость Московского ханства от Крымского общеизвестный исторический факт европейской истории).

       Мухаммед Амин, оставшись без войска, вынужден был бежать в Москву. Иван III благосклонно приняв своего вассала, вняв его чаяниям и тревогам дает в правление Мухаммед Амину имеющих важное значение русские города: Каширу, Серпухов и Хотунь. Московский хан полагал, что натравив на молодого хана сибирскую армию - полностью заполучил его снова в руки, но Булгарская знать Казани, недовольная политикой хана Мамука, направляет его на город Арск, чтобы подчинить его. При возвращении Мамук хана из похода на Арск, ворота Казани оказались закрытыми. Простояв некоторое время у ворот Казани, он был вынужден вернуться в Сибирь. А на Казанском престоле оказался родственник Мухаммед Амина Габделлатыйф.

        В 1500 году, когда началась война между Москвой и Литвой, Иван III ставит Мухаммед Амина главнокомандущим во главе русских войск. В результате его успешных действий Литва лишилась городов: Мцинск, Серпейск, Мосальск, Брянск, Путивль. В 1500 году 14 июля во время крупного сражения возле реки Ведрош были разгромлены основные силы лотовских войск, а главнокомандующий Константин Островский и пять его воевод были взяты в плен. Здесь у Мухаммед Амина проявляется талант полководца. И это было неслучайно. На земле казанской военный талант Мухаммед Амина проявляется несколько раз. После смерти Ибрагим хана (1478) Иван III  выдает его жену Нурсултан за крымского хана Минглегирея. Габделлатыйф с младенчества уезжает вместе с матерью в Крым.

        Как известно, в 1497 году, когда он становится казанским ханом, государство переживало трудные времена, Габделлатыйф просит помощи у крымского хана. Это очень не нравится Ивану III, который проводил закулисную политику по ослаблению Казанской Булгарии, создавая различные враждебные друг-другу группировки. В Казань направляются войска, которые берут в плен Галделлатыйф хана, который затем оказывается в тюрьме города Белоозера.

        Полагая, что Мухаммед Амин уже стал абсолютно своим человеком для Московского государства, Иван возвращает его на Казанский престол.

        С 1502 года по 1518 год включительно, т.е. до своей кончины, он продолжает политику по укреплению самостоятельности своей родины. Иван III часто болевший в последние годы своего правления, перестал интересоваться государственными делами. Воспользовавшись этим, Мухаммед Амин хан задумал избавиться от протектората, т.е. зависимого положения от Москвы.

        В 1505 году 27 октября Иван умирает. А 1506 году весной, когда река Идель освобождается ото льда, новый великий князь Василий Иванович направляет под руководством своего млдашего брата Дмитрия большое войска против Казани. Пешие воины – на ладьях, а конные всадники движутся по суше, чтобы сразиться с войсками хана Мухаммед Амина.

        Применив военную хитрость, Мухаммед Амин сумел нанести сокрушительное поражение московским захватчикам. От стотысячной русской армии пол командованием князя Дмитрия уцелело только 7 тысяч человек, которое вернулись в Москву. Нужно учесть, что у Мухаммед Амина было 20 тысяч всадников и 30 тысяч пеших воинов, итого 50 тысяч человек!

        Нанеся в течение месяца два крупнейших поражения московским войскам, которые по численности превосходили казанцев, Мухаммед Амин проявил себя как выдающийся талантливый полководец и покрыл себя неувядаемой славой.

        Великий князь Василий Иванович был вынужден подписать с Мухаммед Амином мирный договор. По условиям мирного договора Казани возвращаются пленные казанцы и купцы с их товарами. Таким образом Казанская Булгария избавилась от протектората, была избавлена на долгие годы от грабительских походов русских войск на города и селения Казанского государства.

        С целью объяснить свои действия не только перед современниками, но и будущим поколением Мухаммед Амин создает произведение “Могҗизанамә”. Ученый Масгут Гайнетдин пишет о том, что рассказ в стихах “Гыйкаб” (Җәзалау – Наказание) является сатирой, направленной против Аксак Тимура (Тамерлана), который в конце XIV века в результате войны с ханом Токтамышем разрушил и разграбил города и селения Джучиева Улуса, в том числе Сарай-Берке и Сарай-Бату. По мнению Масгуда Гайнетдина “Гыйкаб”, который входит в книгу “Могҗизанамә”, можно считать пртестом, направленным против агрессии Москвы на города и селения Казанской Булгарии. Далее он продолжает, что сатира и протест, заложенные в “Гыйкаб” носят замаскированный характер. Рассказы в стихах, изложенные в главах “Рождение Пророка”, “Воспитание у молочной матери”, “Борьба двенадцатилетнего Пророка с богатырем Мекки Абуджахилем”, о борьбе, хотя и показываются с точки зрения знатока, все это расцвечено как весной яркими красками. Как всё это понимать? Подготовка ли к войне с Московским государством с целью избавления от протектората (вассальной зависимости) или воспоминание о днях победы после сражений с русскими войсками. Эпизоды борьбы молодого Пророка с гораздо более сильным Абуджахилем, изложенные в книге “Могҗизанамә”, вызывают у читателя чувство уверенности о возможности победы над более сильным противником и вдохновляет его на борьбу. Мухаммед Амин исподволь готовит свой народ к предстоящей борьбе с московскими завоевателями. В книге “Могҗизанамә” имеются главы “Падишах и ребенок”, “Рассказ о двух братьях”, “Рассказ о вине”, “Мужчина жадный до богатства”, носящие мирской характер. Религиозные сюжеты тесно переплетаются со светскими мотивами, этим самым обогащается содержание “Могҗизанамә”. Ученый Масгут Гайнетдин считает, что рассказы, изложенные в произведении Мухаммед Амина созвучны с рассказами европейских авторов эпохи Возрождения (“Декамерон”, “Гектамерон”), назидательными рассказами Сервантеса. И для этого имеются веские основания. Например, реальная история Поволжья в средние века:

        1) традиции культуры в Джучиевом Улусе;

        2) традиции культуры Булгар – жителей Волжско-Камской Булгарии, которые имели глубокие корни и дожили до XX века;

        3) наконец, личные контакты Мухаммед Амина с главнокомандующим Константином Островским (1463-1533), который был пленен им во время войны с Великим княжеством Литовским (1500).

        Константин Островский, соревнуясь с Краковской академией ориентированной на возрождение в Европе, является той личностью, которая способствовала возрождению православных московских и русинских граждан Польши. Это меняет отношение Мухаммед Амина к Константину Островскому.

        25 лет спустя после смерти Мухаммед Амина  (декабрь 1518) его гуманистические идеи продолжает другой выдающийся булгарский поэт Мухаммедъяр в своей поэме “Нуры содур” (Лучи души) указывает на то, что он является хранителем усыпальницы, где захоронен Мухаммед Амин. Создавая свои произведения, он опирается на “Могҗизанамә”. Об этом свидетельствует структурное построение и сюжетные линии в поэмах “Төхфәи мардан” (Дар мужей) и “Нуры содур” (Лучи души).

        В качестве доказательства ученый Масгут Гайнетдин приводит образ Хатәм Тан-щедрого, который является символом щедрости. О нем Мухаммед Амин говорит следующее: “Кяфер иде, бөтен галәмгә мәшһүр булды” (хотя он был и неверным, но был знаменит во всей Вселенной). Мухаммедъяр также приводит имя шаха Ирана Ануширвана (Нәүширван), жившего до Пророка Мухаммада, который также славился щедростью и справедливостью во всей Вселенной. В поэме “Нуры содур” в рассказе “Гадел Нәүширван” (Справедливый Ануширван) пишет:

             Көфер бердә мәмләкәт булмас хараб,

            Золым бердә егылыр улус, йөдәп.

        (Неверие не разрушит государства,

         От гнета развалится страна.

        Ученый Масгуд Гайнетдин считает что произведения двух авторов требуют специального обстоятельного изучения в сравнительном плане. Это приведет к новым научным открытиям.

        И Мухаммед Амин, и Мухаммедъяр опирались на традиции поэтов Ахмеда Ясави, Сулеймана Бакыргани, Кул Гали. Сумели создать произведения, которые оказали огромное влияние на всю булгарскую литературу и сумели поднять ее до уровня лучших образцов мировой литературы.

                          Автор: Мидхат ИЖБУЛАТОВ,

магистр Международной педагогической академии,

член Международной ассоциации журналистов,

преподаватель Казанского высшего мусульманского медресе имени 1000-летия принятия Ислама                

            




Комментарии:


Новый комментарий
Лидогенерация BulgarPromo - продвижение сайтов
Профессиональное создание сайтов