0 товара(ов)
0 руб.



Помогите отстоять Казань!

от экологической беды

Популярные товары
Описание:

В этой книге приведены доказательства бытности суверенного булгарского государства Самар Булгар, существовавшего в Идель-Урале до 1740-ых и позже; государство это уничтожалось войсками Московии страшными побоищами в течение нескольких десятков лет. Здесь также подробно доказано, что Самара стала русской крепостью не в 1586-ом, а много позже – после захвата русскими северного устья реки Самара, то есть лишь после 1737-го года.

Рецензию на данную книгу написал один из самых уважаемых и признанных авторитетов в области булгарской истории, академик АН РТ М. Закиев

Цена: 650 руб.



Логин

Пароль



Регистрация

УСТАНОВОЧНАЯ КОНЦЕПЦИЯ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ИСПОЛЬЗОВАВШИЕСЯ В ЭТРУРИИ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ

УДК 616 – 7 (091)

Латыпов Ф.Р.

ФГБОУ ВПО Уфимский государственный авиационный технический университет,  г.Уфа, Россия

   Письменная на протяжении всей своей истории, блистательная этрусская цивилизация (VIII - III до н.э.) на Апеннинском полуострове внесла огромный вклад в развитие культуры и передовых технологий на европейском континенте, в том числе повлияла и на прогресс в сфере медицины, фармакологии и экологии человека [1,3,5,9-10].

    Археологические данные и анализ сообщений античных авторов показывает, что в середине IV в. до н.э. население Этрурии имело такую возрастную градацию: только 7,5% мужчин достигала возраста 60 лет, а 2,4% - возраста 80 лет. У женщин эти цифры были вдвое меньше, в основном, за счет многочисленных смертей во время родов. Детская смертность составляла        30 – 40%, в том числе от инфекционной болезни кори – 10 – 12% [10].

   Больше половины людей умирало в возрасте до 30 лет. Политическим деятелям слава доставалась, в основном, при продолжительной жизни и неимоверной физической стойкости. Впрочем, такая картина в Италии наблюдалась и спустя 2,3 тыс. лет, когда в начале XIX века продолжительность жизни в Тоскане, в среднем, не превышала 30 лет.

    В рассматриваемый период в Этрурии юноши в возрасте 14 лет, а девочки в 12 лет получали законное право вступления в брак (этрусск. puianec «замужество»). Еще в VII в до н.э. этрусский царь Рима Сервий Тулий определил указом возраст мужчины, готового носить оружие и служить государству – 17 лет. Таким образом, этрусских мужчин в возрасте 17 – 46 лет вполне можно считать зрелыми и активными членами своего сообщества.

  Между тем, установочные жизненные позиции основных жителей полуострова римлян, этрусков и греков существенно различались. В частности, наставник императора Нерона Сенека отмечал разницу между, если можно так назвать, «западным» мышлением римлян и «восточным» [9] (фатально – предопределенным) мышлением этрусков: «… существует разногласие между нами и этрусками, достигшими наивысшей премудрости в науке толкования молний…, с их точки зрения все происходящее не потому является знамением, что происходит, а напротив, происходит для того, чтобы служить знамением».

   Таким образом, как самые набожные люди в античной Европе, этруски считали, что жизнь людей, (включая серьезные заболевания) полностью предопределена волей богов.

  Она предусматривала сочетание профилактических мероприятий для предупреждения заболеваний и текущее лечебное воздействие на больных.

   Профилактические мероприятия включали соблюдение норм гигиены (регулярное посещение бань *mansa, натирание кожи бактерицидным маслом    (с последующий соскребанием его скребком), чистка полости рта, мытье ног). Также участие в атлетических занятиях (спортивных, воинских),соблюдение разных диет и режимов питания. Периодическая психологическая релаксация (музыка, танцы, пирушки с возлиянием вин (найдены множество ситечек для фильтрации вин), секс). Особым пристрастием этрусков, как отмечают исследователи, было создание красивой, жизнерадостной, удобной, уютной обстановки как в домах, так и в местах погребений.

  Одежда, бижутерия, обувь также служили созданию приятного и приподнятого настроения. Среди этрусских наставлений в надписях бытовых предметах мы находим такие: «Быть в белом «прикиде» (одеянии) – значит быть привлекательным», «Учись светскому красноречию (laftna matulnas) и приобщай (cla cues) к этому других» [2,6]. Позже такую одежду и манеры общения переняли римские сенаторы.

   Интерьер этрусских комнат (tulna) был переполнен многоэтажными на подставках подносами (iθal), ажурными жаровнями для отопления, великолепными кулюхвами и вазами, покрытыми канделябрами светильниками с ароматизированными фитилями. Наблюдалось обилие подушек с вензелями, узорчатых тапочек с задранными кверху (по-восточному) носами.

   Женщины имели много золотых нагрудных украшений [12], красивых перстней и серег, пользовались множеством косметических средств, носили с собой маленькие алабастроны zizra с ароматическими настоями. Этим всем этруски отличались от окружающих их народов. Римляне говорили: «В нос ударило множество приятных дурманящих запахов – значит поблизости появились этруски».

    По наличию в домах множества подушек, вышитых тапочек, по большому весу золотых ювелирных украшений, этруски имеют заметное сходство с казанскими татарами. Превалирование в быту у казанских татар этих же атрибутов отмечали еще в XVIII веке русские путешественники.

  Уравновешенной морально-психологической обстановке в этрусском обществе способствовала система воспитания и обучения детей в целевых школах (это также стимулировало поддержание иммунитета людей на нужном уровне). В переведенном нами этрусском тексте TLE 2 с педагогическим уклоном (текст был нанесен на поверхность терракотовой плиты, установленной во дворике этрусской школы в древней Капуе (VI в. до н.э.)[6]), приводится перечень «благотворительных правил» (mulurizil picasri) и изречений авторитетных педагогов (Ледамса, Савкнеса, Лунаша и др.), которые способствовали развитию жизненной стойкости этрусков. При этом использовались фразы : «Трудности преодолевай более мужественно!», «При неудачах и проигрышах старайся не демонстрировать свои чувства», «Старайся (tra) больше участвовать в математических упражнениях», «Выбирай только светлые пути (мысли) в своем сознании», «Не сквернословь и не богохульствуй!».

   Высокий уровень грамотности населения Этрурии (veliacaśca «умеющий читать») позволял украшать стены домов, крепостей, панно придорожных обелисков и бытовых предметов надписями, несущими заряд жизнерадостности, юмора, оптимизма [6].

  Текущее лечебное воздействие на больных оказывалось посредством лечебных порошков (parax), настоев трав (suliś), бальзамов (lеiviś), медовых настоев (miel śerϕu), магическими заклинаниями (śuplum), обращенными          к богам живущими в «Высших сферах блистательнейших» θapicun θapintaiś), к силам Земным (ceś  zeriś).

   Античный автор Геофраст упоминает о глубоких медицинских познаниях этрусков [10]. Он сообщает об использовании ими различных минералов при лечении. Известно также, что этруски первыми в мире освоили протезирование зубов золотыми мостами и вставками зубов животных [10-11].

    Диагноз (по-этрусск. θi acnas «сказанное для прояснения») этрусские врачи ставили по тональности речи, по показателям пульса, виду ногтей и век пациента. У врача была целая библиотечка свитков с описанием признаков и способов лечения разных заболеваний. Аналогичные «этрусские книги» были разработаны и для описания социально-политических явлений. К этому классу описаний относятся и знаменитые «Сивиллины книги», приказом римских императоров переведенных на латынь и хранившихся в Риме в храме Юпитера на Капитолийском холме.

    

Рис. 1 Фоторепродукции набора хирургических инструментов, зубных протезов и таблички с заклинанием этрусков ,найденная на холме              Монте Питти (Po 4.4).

 

    Наше исследование надписи Po 4.4 показало, что текст написан от имени молочной кормилицы агропоместья (lautna). Имеет место обращение к верховному богу Tin. При этом используются эпитеты Velśu «Владыка»,   Clěustě «Высший Творец-Мастер» и призывы «Спаси!», «Помоги!», «Осени мановением своего волшебного жезла!» [3,4].

   В рассмотренном тексте используется древнейший тюркский лечебный термин imś (тюрк. imče «тот, кто высасывает ртом дух болезни из пациента»). Здесь просматривается аналогия с гуннским захоронением (Найон-Ола) и захоронением алтайской шаманки с плато Укок. Ее передние зубы были выбиты еще при жизни для облегчения «высасывания» духа больных во время лечебных процедур.

    Известные авторитеты античной медицины Гиппократ, Гален, Эскулап (As -clepi «Из народа страны Асия (на западе Малой Азии)» имели пеласгское  происхождение от народов, ставших субстратом при формировании этноса этрусков. Такой же основой пеласги являлись и для булгар (асов, пелар) Поволжья и Кавказа. Митохондрии булгар имеют тот же геномаркер G2a  ,что и у этрусков. Это установили в институте этногенетических исследований в        г. Павия в Тоскане. Указанный геномаркер также указывает на сирийско-месопотамское и закавказское происхождение этрусков.

   В завершении настоящего сообщения хочется отметить, что еще многие этрусские артефакты и тексты, связанные с медициной, не найдены. Впереди нас ждут большие открытия.

 

     ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Латыпов Ф.Р. Исчезнувшие цивилизации: медицинская практика Древней Этрурии в  описании  этрусскими  терминами// Сб. трудов    юбилейн. науч.-практич. конф. кафедры поликлинической терапии: Актуальные проблемы поликлинической терапии. Уфа: Изд. БашГМУ, 2006. С. 24-26.
  2. Латыпов Ф.Р. Взаимосвязь субъектов траурного события в текстах этрусских эпитафий// Проблемы востоковедения, 2011. №1. С. 67-72.
  3. Латыпов Ф.Р. Этрусское магическое заклинание от кори VII в. до н.э. на свинцовой пластине с окрестностей Популонии// Матер. Междунар. конф. молодых ученых «Медицинская наука-2012», посвящ. 80-летию БашГМУ. Уфа: Изд. БашГМУ, 2012. С. 150 -151.
  4. Латыпов Ф.Р. Текст этрусского лечебного заклинания от болезни hasmu: обращение к «Силам Земным» и небесным// Проблемы востоковедения, 2013. №1. С. 57- 63.
  5. Латыпов Ф.Р. Фразеологические метафоры в древних  текстах на неиндоевропейских языках Средиземноморья XIV-III вв. до н.э.// Сб. статей междунар. Фразеологич. конф. «EUROPRAS», т.2. Казань: ТРИ «ХЭТЕР», 2013. С. 177-184.
  6. Латыпов Ф.Р. Общие сведения, основные группы слов и дословные переводы крупнейших этрусских текстов на русский, английский и итальянский языки. Уфа: «Полиграфдизайн», 2014. 152 с.
  7. Латыпов Ф.Р. Фрагменты текста Загребской мумии об обряде человеческого жертвоприношения (IV в. до н.э., Египет) : тайные замыслы этрусской элиты// Проблемы востоковедения,  2014. №3. С. 85 - 91.
  8. Латыпов Ф.Р. Новый взгляд на булгарскую историю: волжские булгары – ближайшая родня реликтового населения Европы// Сб.докл.Междунар.конф. «ВОЛЖСКАЯ БОЛГАРИАДА-2015».Ульяновск : УПОО «Булгарское возрождение», 2015. С. 171-177.
  9. Мавлеев Е.В. Восток на Западе. К типологии этрусской цивилизации// Сб. науч. статей: Древний Восток и античная цивилизация; под ред. В.К. Афанасьевой, Е.В. Мавлеева. Л., 1989.
  10. Макнамера Э. Этруски. Быт, религия, культура/ Пер. с англ. Т.Е. Любовской. М.: ЗАО Центрополиграф, 2006. 192 с.
  11. Этруски: Италийское жизнелюбие/ Пер. с англ. О. Соколовой. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 1998. 168 с.
  12. L’oro degli Etruschi. Novara: SOG d’Institute Geografico De Agostini. 2000.   343 p.

 

© Ф.Р. Латыпов, 2015

Лидогенерация BulgarPromo - продвижение сайтов
Профессиональное создание сайтов